• Главная
    Главная Здесь Вы можете найти все записи, оставленные на этом сайте.
  • Категории
    Категории Показывает список категорий этого блога.
  • Теги
    Теги Показывает список тегов, используемых в блоге.
  • Авторы
    Авторы Поиск избранных авторов по сайту.
  • Групповые блоги
    Групповые блоги Найдите здесь ваши избранные группы.
  • Войти

Масштабы нелегальной иммиграции

Опубликовано в Без категории
  • Размер шрифта: Больше Меньше
  • Просмотров: 8398
  • Подписаться на обновления
  • Печать

8 ноября 2010 года Всемирный банк опубликовал данные о притоке иммигрантов в различные страны мира. Россия в этом мировом рейтинге заняла 2-е место, по оценке специалистов Всемирного банка в 2010 году в страну въедет более двенадцати миллионов иммигрантов (рис.1).


Рис. 1. Приток иммигрантов в страны мира, топ-10 принимающих стран в 2010 году.
 


По данным Федеральной миграционной службы России в 2009 году 78% иммигрантов прибыли из стран СНГ. После распада Советского Союза Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов, однако за прошедшие почти 20 лет структура иммиграционных потоков существенно трансформировалась. Если в 1990-1995 году доля этнических русских среди иммигрантов составляла около 60%[1], то в 2008, по данным опроса Центра миграционных исследований, только 40% иммигрантов использовали русский язык в качестве основного языка общения. Под наплывом иммигрантов Россия уже стала более многонациональной, чем во времена СССР, на территории страны образовались многочисленные этнические диаспоры.
Вместе с тем, 10 ноября 2010 года международной исследовательской службой Gallup был обнародован рейтинг стран по индексу миграционной привлекательности[2], который, на первый взгляд, кажется противоречащим фактическим данным об иммиграции. Крупнейшие по доле иммигрантов страны закономерно заняли высокие места в рейтинге[3], однако Россия оказалась на 42 месте с отрицательным значением индекса (рис 2).


Рис. 2. Рейтинг миграционной привлекательности стран в 2010 году.
 
На самом деле, противоречия здесь нет, поскольку в настоящее время изменились и причины иммиграции в Россию. На первое место вышли экономические, когда мигранты прибывают в страну не из-за желания жить в России (как это было в первые годы после распада СССР), а из-за невозможности жить в собственной стране вследствие безработицы и нищеты. Именно трудовые мигранты составляют подавляющее большинство въезжающих в страну.
Проблема трудовых иммигрантов – одна из самых обсуждаемых в российском обществе.
С одной стороны, население России трудоспособного возраста сократилось в 2010 году на 906,2 тысячи человек[4] и, согласно прогнозам, сокращение будет прогрессировать. С другой стороны, в России не происходит развитие промышленности, не создаются новые рабочие места, а уровень безработицы составляет около 9%. Кроме того, центрами притока иммигрантов являются не испытывающие недостаток рабочей силы регионы, а наиболее благоприятные для проживания города (Москва, Екатеринбург, Новосибирск, города Дальнего востока), в которых не наблюдается дефицита рабочих рук.
В любом случае трудовая иммиграция в том виде, как она существует в настоящее время, превратилась в угрозу национальной безопасности России.
По оценке главы ФМС России в феврале 2010 года из находящихся на территории страны 4,89 миллионов иностранных граждан только 6,8% работали на законных основаниях. Мигранты из мусульманских стран составляют около половины всех трудовых мигрантов. В 2008 году в первую пятерку стран-доноров трудовых иммигрантов для России вошли Узбекистан (26%), Таджикистан (16%), Китай (12%), Украина (10%), Киргизия (8%). При этом, например, в 2006 году порядка 70% из числа мигрантов прибыли из сел и деревень, 60% из них не имели начального и среднего профессионального образования, 84% мигрантов относили себя к группе бедных (38%) и очень бедных (46%) до миграции[5].
Таким образом, в Россию направлен поток низко квалифицированной рабочей силы, который деформирует рынок труда и способствует деградации культуры трудовых отношений. Оформляются выраженные мигрантские ниши занятости в целых секторах экономики, таких как строительство (доля работающих мигрантов 42% на 2008 год), транспорт, мелкорозничная торговля, коммунальное и ремонтное хозяйство и др., в которых консервируются неудовлетворительные формы и условия труда. Эти виды деятельности, в большинстве стран не считающиеся маргинальными, стали в России таковыми вследствие огромного количества низко квалифицированных иностранных работников, согласных на  низкий уровень оплаты и отсутствие социальных гарантий. В такой ситуации работодатели, руководствующиеся принципами максимизации прибыли, избавлены от необходимости предпринимать меры, чтобы труд на их объектах стал привлекательным для граждан страны. В этом смысле не совсем корректны утверждения, что иммигранты работают в местах, в которых не хотят работать россияне, скорее, именно сложившаяся в условиях нерегулируемой иммиграции ситуация сделала эти рабочие места столь непривлекательными для россиян. Кроме того, нелегальная трудовая занятость наносит стране прямой экономический ущерб, когда средства, заработанные в обход налогообложения, по большей части отправляются иммигрантами на родину. По данным, опубликованным Всемирным банком 8 ноября 2010 года, Россия заняла 4 место по объему перевода средств из страны через системы денежных переводов (рис. 3)


Рис. 3. Денежные трансферты за рубеж в 2009 году.
 
В структуре этих трансфертов львиную долю составляют переводы иммигрантов и это при том, что большая часть денежных отправлений иммигрантов происходит минуя системы переводов. 
По данным ФМС России ежегодно мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше десяти миллиардов долларов, минуя систему государственного контроля. При этом объем зарегистрированных денежных переводов мигрантов из этих стран в 2005 году превысил три миллиарда долларов. Экономический ущерб, причиненный нелегальной миграцией в виде неуплаты налогов, составляет более восьми миллиардов долларов в год[6].
Сумма переведенных из России в 2009 году средств (18,6 миллиардов долларов) существенно снизилась по сравнению с уровнем 2008 года. В год пика финансово-экономического кризиса из России было отправлено более 26 миллиардов долларов (рис.4)
 
 
Рис. 4. Динамика денежных трансфертов из стран, лидировавших по этому показателю в 2009 году.
 
К слову, в 2009 году денежные переводы из других составили 35% ВВП Таджикистана и 23 % ВВП Молдавии (стоит ли говорить, что большая часть этих переводов отправлена из России).
В России неуклонно растет число преступлений, совершаемых иммигрантами. По данным Следственного комитета при прокуратуре на февраль 2010 года каждое второе преступление в Москве совершалось иностранными иммигрантами, а в Московский области – каждое третье[7]. Огромное число трудовых мигрантов также является одним из существенных факторов распространения ВИЧ-инфекции в России. И это не говоря уже о таких социальных последствиях как снижение качества человеческого капитала, рост напряженности в обществе, подпитка коррупции государственных органов.
Очевидно, что такая ситуация требует исключительно серьезного внимания и контроля со стороны государства. Как же осуществляется политика в отношении регулирования иммиграционных потоков?
В 2007 году миграционное законодательство России было существенно либерализовано. Разрешительная регистрация по месту жительства со штампом в паспорте для безвизовых мигрантов (из стран СНГ, кроме Грузии и Туркмении) была заменена уведомительной регистрацией по месту пребывания, разрешение для которой не требуется. Наличие места жительства (как и медицинской книжки) перестало являться обязательным условием регистрации, в заявлении в качестве места пребывания мигранта может быть указан адрес гостиницы, места работы или посреднической фирмы. Заявление можно просто направить по почте, из документов требуется только паспорт, миграционная карта, получаемая на границе и квитанция об оплате госпошлины. Кроме того, работодателю больше не нужно для разрешения найма иммигранта предоставлять документы, подтверждающие, что на вакансию не нашлось желающих граждан, работодатель только уведомляет миграционную службу о найме иностранного работника.
Очевидно, что такой порядок только усугубляет существующую ситуацию, свидетельствует о фактическом отказе государства от управления миграционным потоком. Мигранту не имеют права отказать в выдаче разрешения на работу. Исключения составляют только случаи исчерпания регионом квоты на выдачу разрешений на работу, которая в целом по России в 2009 году была выработана на 65%, или если представлены фальшивые документы.
Однако, несмотря на это, в начале 2010 года Президент России снова поручил упростить правила для иммигрантов. В частности, для безвизовых мигрантов, работающих у физических лиц, основанием трудовой деятельности стал выступать приобретаемый патент. Единственным препятствием на пути легализации таким способом может стать для иммигранта только нежелание пройти дактилоскопический и фото-контроль. Декларированная необходимость в регулировании качества привлекаемой рабочей силы воплотилась в льготы, предоставляемые высококвалифицированным специалистам. Такими специалистами (при средней зарплате в самой высокооплачиваемой 10-ти процентной группе работников в России, составляющей 727,6 тысяч рублей в год) новое законодательство признает лиц, чей доход от трудовой деятельности составит не менее двух миллионов рублей в год.
Вместе с тем, приток иммигрантов в страну, вместе со вступлением в детородный возраст поколения 1985-1986 гг., позволяет властям констатировать «успехи» в стабилизации численности населения страны и заявлять, что планы национальной демографической политики «выполняются с опережением графика». В 2009 году естественная убыль населения, составившая 248 тысяч человек, была практически на 100% восполнена миграционным приростом (рис. 5).


Рис.5 Замещение убыли населения России миграционным приростом.
 
Однако, действия власти, направленные фактически на неограниченную легализацию иммигрантов без предъявления каких-либо требований к образовательному, профессиональному уровню, или хотя бы к знанию русского языка, во-первых, противоречат миграционной политике развитых стран. А, во-вторых, предлагают смириться с многомиллионной инвазией иммигрантов как с неизбежностью и даже признать её благом. По существу, сведение миграционной политики к «легализации нелегалов» есть опасное признание государством своей неспособности осуществлять реальное управление миграционными процессами.
Кроме того, анализ позволяет прогнозировать, что, и без того непростая ситуация с мигрантами, только ухудшится.
 _________________________________________
P.S.: Одновременно с либерализацией миграционного законодательства были приняты меры, направленные, как декларировалось, на ужесточение миграционного контроля. В 2009 году ФМС выдворила за пределы России 34 иностранных гражданина.
[1] Рыбаковский Л.Л. Миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. – М., 1996
[2] В рейтинг вошли 133 страны. Вычисления произведены на основании опросов жителей 148 стран 2007-2010 гг. , репрезентовавших около 95% населения земного шара. В различных странах задавался вопрос, в какую страну респонденты хотели бы эмигрировать при наличии возможности. Индекс представляет собой разницу количества иностранных граждан, желающих въехать в страну и количества граждан страны, заявивших о желании ее покинуть.
[3] Саудовская Аравия не была представлена в рейтинге
[4] по данным ФСГС
[5] по данным Центра миграционных исследований
[6] выступление на заседании «Диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии» Генеральной Ассамблеи ООН, сентябрь 2006 года
[7] www.newsru.com

Источник

Рейтинг:
0
  • Комментариев пока нет. Оставьте свой комментарий первым.

Прокомментировать

Гость Суббота, 19 Октябрь 2019